Сыктывдинское музейное объединение
Тел. 8 (82130) 7-14-40, Эл.почта: info@museum-syktyvdin.ru
14.12.2017

14 декабря 2017 года для участников 7-й межрегиональной практической конференции «Музей в ХХI веке» экскурсовод Алла Агафонова провела экскурсию по Арбату и Арбатским переулкам и познакомила с этим знаменитым столичным уголком Москвы.

14 декабря 2017 года для участников 7-й межрегиональной практической конференции «Музей в ХХI веке» экскурсовод Алла Агафонова провела экскурсию по Арбату и Арбатским переулкам и познакомила с этим знаменитым столичным уголком Москвы. Арбат – это далеко не памятник, застывший в камне, Арбат – это живая и непрерывающаяся история России. С Арбатом связаны судьбы сотен известных людей, внесших огромный вклад в развитие как столицы, так и России в целом. Здесь проживали и политики, и общественные деятели, и писатели, и актёры. С Арбатом связаны судьбы многочисленных литературных персонажей из произведений отечественных авторов. Первая остановка была возле ресторана "Прага". Есть две версии происхождения слова «Арбат»: от тюркского «Орбат» - «пригород» и древнерусского «горбат» - за форму этой улицы. Ресторан "Прага" чем-то напоминает океанский лайнер, москвичи же прозвали его «утюг». История ресторана началась во 2-ой половине 19 века с небольшого трактира, который уже тогда носил имя «Прага». Но его завсегдатаи переименовали его в более подходящее, по их мнению, «брага». Здесь, на Арбате есть стена памяти Виктора Цоя. Точнее не на самом Арбате, а в Кривоарбатском переулке. Она возникла стихийно, и, как с этим ни боролись власти, замазывая все надписи, они появлялись вновь. Дом Мельникова, наверное, один из самых известных памятников советского авангарда. Построили его на Арбате в конце 20-х годов по проекту Константина Мельникова. Трехэтажный особняк считается вершиной творчества архитектора. Удивительно, но широкой публике проект плохо известен. Некоторые даже не знают, что он до сих пор стоит в самом центре Москвы практически в первозданном виде. Здесь свою роль сыграло местоположение памятника. Он также спрятан в Кривоарбатском переулке, за забором и деревьями его практически не видно с улицы. В числе проектов, сделавших Мельникова знаменитым, – первый саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. С Кривоарбатского переулка открывается неплохой вид на одну из Сталинских высоток – Министерство иностранных дел. В Спасопесковском переулке в 1874 г. работал знаменитый художник В.Д. Поленов над своей картиной «Московский дворик», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее. Особняк Второва или Спасо-Хаус (так называют его американцы из-за того, что находится он в Спасопесковском переулке) с 1933 г. является резиденцией американского посла в России. В 1935 г. посол США Уильям Буллит устроил здесь бал, на котором присутствовал М.А. Булгаков. Этот бал послужил прототипом бала Воланда в романе "Мастер и Маргарита". Есть на Арбате и еще один уголок булгаковской Москвы – бывший магазин Торгсин, где разворачивалось действие романа «Мастер и Маргарита». Каждый арбатский дом – частичка истории. Остановились возле памятника Пушкину и Гончаровой, мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате. Прямо перед зданием Государственного академического театра имени Е. Вахтангова в 1997 году появился фонтан "Принцесса Турандот" и стал его неофициальным талисманом. Вечером вокруг фонтана включается подсветка, создающая романтичную атмосферу. Участники конференции также полюбовались особняком легендарного кутилы Серебряного века Арсения Морозова на Воздвиженке. Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».Через девять лет после смерти Морозова, во время революционных событий, в доме засели анархисты. Потом особняк перешел во владения Театра Пролеткульта — в морозовских залах ставили спектакли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд. Затем здесь жил посол Японии. А в 1941 году на Воздвиженку въехала часть посольства Великобритании. После войны — посольство Индии. И наконец — Дом дружбы народов с зарубежными странами, просуществовавший в стенах особняка вплоть до 2003 года. Через три года здание было отдано под проведение государственных приемов. От имени участников конференции выражаем благодарность за организацию прекрасной экскурсии ООО "РС ЭКСПО".

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий